Интервью с Валерием

...

Житель с. Замульта Валера Петрушенко (В:) личность неоднозначная и прославился среди своих односельчан разными историями. Я же (С:) говорила про гусли, музыку, наслаждаясь умением Валерыча говорить много и вроде бы со смыслом.
С:Здравствуйте, прослышала я о ваших чудесных гуслях, которые вы изготавливаете в своей маленькой тесной избушечке в с. Замульта, да и слава о великом композиторе плывет далеко за пределы Уймонской долины
В: Да, я давно хотел прославится.
С: Вот и настало время в газете «Листок» написать о таком широко известным в узких кругах человеком
В: “Листок” это моя любимая газета, да вот средств не хватает, чтобы выписывать ее. С нетерпением жду каждый новый «Листок», а он приходит уже из третьих рук, через месяц, помятый весь, а так бы вот хотелось его регулярно получать
С: Валера, расскажите о себе, как вы оказались в этих благословенных местах?
В: Да я здесь родился в 47 или 41 году, метрики утрачены. Меня цыгане украли и продали моим родителям в Воронежскую область, это все я уже здесь узнал. Был такой случай здесь очень давно, еще в годах пятидесятых. Ребенка украли на меня похожего, бабушки вспомнили, так что я уроженец здешних мест.
С: Хорошо, так и запишем. После воронежской области когда тут оказались?
В: В годах восьмидесятых, лет тридцать назад
С: Многим людям вы известны как мастер изготавливающий разные музыкальные инструменты: топшуры, дудки, гусли, вот вижу, строгаете... Как вы к этому пришли, как началось ваше инструментоделие? Вы помните свой первый топшур или свои первые гусли?
В: На заготовке дров один охотник сломал приклад и на моих глазах выстрогал одним топором, хорошим острым топором новый приклад, а я так давно хотел сделать гусли. Там было много заготовок кедровых, решил попробовать этим же топориком на лесозаготовках. Посмотрел как он приклад очень хорошо строгал, ну и сделал гусельки одним топором, потом увидели знатоки....
С:...и пошло поехало?
В: Да, взяли их у меня хорошо, в хорошие руки, они сейчас в Аргентине, один археолог взял. Потом вторые решил себе сделать, звук мне понравился, но их тоже взяли, возможно это Женя Мамаев в Тихонькую взял, там у него коллектив. Люди видят, что я делаю. Потом интерес появляется... Если человек одну книгу прочитал, ему хочется вторую, уже другого направления, жанра. Если читает какую-нибудь классическую литературу, ему охота детективчик почитать. Так же вот и я сделал гусли, потом увидел где-то алтайский топшур, так же из кедра долбленый сделанный хорошо, думаю, сделаю алтайский топшур - тоже получилось. Потом здесь у нас промыслы - меня как мастера решили взять, оплачивали долго пособие по безработице, тоже пошли заказы: то гусли, то топшуры (Валера имеет в виду учебные мастерские ”Народные промыслы”, в с. Замульта, от усть-коксинского ПУ-2. В этих мастерских многие смогли раскрыть свой творческий потенциал, получить специальности мастера росписи по дереву, научится ткать, мастерить из соломки красивые и полезные вещи и многое другое)
С: Гусли обязательно должны быть долбленые, из кедра?
В: Мне нравятся долбленные. Почему? Старинные они долбленые все, ну очень старинные. В 17-19 веках они уже клееные. В свое время много работал на лесозаготовке и много кусков старого кедра набрал, горельника, он стоял лет 15-20 и еще у меня хранился везде - на чердаке, рассовал по завалинкам. То есть я беру очень старый кедр, который только в сухом виде лежал не меньше 25-30 лет, из свежего - не звучат, а вот старый кедр когда он начинает пахнуть ладаном (тут мне было предложено оценить аромат благородной древесины, из которой Валера в течение нашего разговора выстругивал очередную заготовку) С:...пахнет вкусно В: старостью... С:... хорошей такой старостью, без плесени. В: Из него вся влага уходит когда он много лет лежит. В последний год я сушу на русской печке, одна смола остается. (на этом моменте мне было предложено что-нибудь сказать в будущие гусли и оценить звучание благородной древесины)...вот, резонирует. Весь секрет в том, что у меня гусли из старого дерева, из очень старого.
С: Кроме гуслей, топшуров еще что-то делаете?
В: Дудки из местного материала, бубны делаю. Сейчас же все на обслуживание туристов, сувенирная индустрия сильно работает, а раньше сувениры что там? матрешки делали, какие-то игрушки, свистульки... я вот тоже делаю сувенирную продукцию
С: Музыкант станет покупать ваши гусли?
В: У музыкантов нету денег таких, чтобы купить мои гусли. Если музыкант, то я ему даю расстроенные гусли. Если он их настраивает на моих глазах, ну хотя бы даже так, отойдет в сторонку, я могу их ему и подарить.
С: Вы где-то или у кого-то учились технологии изготовления?
В: Нет. Еще до армии видел выступление одного народного коллектива и там видел гусли, и мне это запало в душу, хотелось сыграть, сделать и пока не оказался вот там с этим охотником, который делал приклад поломаный, пока не увидел, что это вполне реально.... все, я решил, сделаю.
С: Получается, любой желающий может своими руками сделать инструмент?
В: Да любой желающий может в космос полететь. Платишь 20 млн долларов и ты космический турист. Сейчас вообще все можно сделать, только пожелай, берись и делай.
С: Вы сами принимали участие в каких-либо музыкальных проектах? Думается, что человек, который делает музыкальные инструменты, вольно невольно сам должен быть музыкантом.
В: Я во многих проектах участвовал, только я никуда не выезжаю. Про меня же слышат музыканты, приезжают, и делимся своим опытом, у меня же есть какой-то опыт - как настраивать инструменты, как они должны звучать, опытом игры делимся.
С: Я слышала, что вы сейчас занимаетесь записью альбома с неким звукорежиссером из Москвы....
В: Да приехал звукорежиссер, у него какие-то программы на компьютере, сидит и пишет. (Зовут этого звукорежиссера Сергей, он приехал к нам в начале июле с Любой Басурмановой и Владой Якуповой, игравших на гуслях и билах в Верхнем Уймоне, помогал им на концерте, потом походы в горы, потом заехал в Замульту и.... “отпуск на пару недель” затянулся на три месяца: сведение альбома, репетиции, концерты - Сергей играет на ситаре)
С: Это будет альбом с гусельными наигрышами?
В: Нет там, все инструменты какие мне в руки попадали. Делаешь какой-либо музыкальный инструмент, потом слушаешь как он звучит. У меня есть звукозаписывающая аппаратура и я начал пробовать писать. Потом какие-то наигрыши получаться стали... И все это несколько часов звуков, наигрышей - то гусли там с теми же дудками, иногда топшур. Потом здесь оказался Сергей, услышал этот материал и сказал, что из него может получится чудесный альбом. (Я была на закрытом прослушивании этого диска и надо сказать - альбом получился чудесный)
С: Вы записывали только звучание инструментов или что-то еще?
В: И что-то еще. Это все как... опыты. Вот включаешь микрофон, берешь например топшур и ждешь что получится; или когда берешь инструмент что-нибудь играешь на нем, потом думаешь: дай-ка, включу микрофон, включаешь микрофон - тоже запись; или включаешь микрофон, а он как бы тебя берет за горло и говорит: давай парень, играй, это будет сейчас записано и приходится играть. Вот с вами интервью... я бы сейчас, вас бы не было, что ли с курями разговаривал?
С: Вообщем-то с курями тоже можно поговорить...
В: Если бы я прославился, допустим, знатоком куриного языка, то люди бы приходили, смотрели как у меня получается. Я говорю курице: иди на право, она - направо. Я говорю: ложись кверху лапами, она ложится. Почеши за ухом - она чешет... Если бы у меня это получалось, я бы этим прославился
С:...а тут вот гусли получаются.Вы каким-то канонам следуете или так, интуитивно и можно ли встретить мастера, который работает по старинным канонам?
В: Мне кажется трудно встретить такого мастера. Гусли долгое время.... вообще про них ничего не слышно было. Были народные оркестры, ну там были такие гусли, они клееные из фанеры, там по-моему даже часть звуков клавишам бралась. Это оркестровые гусли, и игра на них.... академическая что ли, не традиционная.
С: Традиционная - чем от академической отличается?
В: У нас все (музыкальное) образование - классическое академическое, базовая основа у него - это западная классическая музыка, а традиции - разные ж. Я, например, могу взять за основу, так как я вырос в многонациональной стране, я могу взять за основу алтайскую музыку. Это тоже моя музыка. Но вообще я не в традиции, не знаю русской традиции, тем более гусельной русской традиции. То, что мне выдавали за русскую гусельную игру, я как более менее это опытный слушатель разных стилей музыки, я там слышал вот именно те школы, не традиционные для русского человека. Не русские традиционные школы, а что я называю это все - композиторское искусство, а композиторы... они прошли через мясорубку академизма и трудно найти традиционное исполнение гуслей.
С: Но ведь бывают разные фольклорные экспедиции, например студенты филологи или искусствоведы, ездят по селам, деревням, из бабушек частушки и прочий фольклор выпытывают?
В: Да, по ним можно составить представление, воображение включаешь и... Услышишь лад, в котором они поют, потом какие берут сочетания звуков, на каких задерживают внимание. Гусли это тоже хор у тебя в руках, там можно слышать голоса человеческие.
С: Вы слышали запись концерта Любы Басурмановой (гусли) и Влады Якуповой (била) 2 июля в с. Верхний Уймон? Как вам показалась игра на гуслях?
В: Хорошо, но чувствуется, что человек очень много работает именно как специалист, музыкант, а в старину гусли-то, они брались либо калекой, человеком таким немощным, который больше не может другого рода общественную деятельность вести, либо в праздники, дома они брались, настраивались, когда люди подвыпьют, у них чувство единения.... чтобы как-то еще поболее украсить радость праздника жизни. Гусляры ничем больше не умели зарабатывать.
С: Очень часто на гуслях играют пройдя звонарскую школу...
В: Строй гусельный такой же как колокольный, там так же звук долго тянется как у колокола....
С: Простые инструменты гусли, била... а вот поди ж ты - требуется мастерство, мало того, играя на таких простых, казалось бы, инструментах человек способен проявить себя и зачаровать окружающих...
В: Любой занятой человек, когда он углублен в свое дело, занятие благотворное оказывает влияние на окружающих. Любой мастеровой когда он с увлечением строит дом, с увлечением ведет машину, когда он от этого удовольствие получает - производит на душу хорошее впечатление, а музыка, она.... Когда серьезный человек в нее погружается, то рядом находящийся это очень сильно чувствует. Я за собой замечал, когда женщины, например, рядом прядут, ну что такого - нитку прясть?.. сразу проходит головная боль, например, в их присутствии, если женщины своим делом заняты.
С: Носочки вяжут?
В: Да. При деле человек когда - самому охота тоже заняться делом, а вот бездельники они ходят и расстраивают....
С: Бездельники типа журналистов? У вас уже наверное голова начала болеть, я может пойду уже..
В: Не.. я говорю про плохих журналистов, хороший журналист на него тоже приятно когда он за работой. Так вот, еще я болею гипертонией, а когда беру в руки свои гусельки, просто начинаю их слушать, то давление выравнивается. Благотворна работа с кедром. Вообще любой человек должен быть занятым, обязательно у человека должно быть занятие, мирное какое-то ремесло: или землю пахать, или железо ковать, или строить, род рукоделия. Заметили, что у народностей, которые много рукодельничают, как правило философия хорошо развита, то есть такие люди умеют думать.
С: Да, но проблема в том, обычно к пониманию таких явлений люди зачастую приходят после неких личных катастроф. Случился у человека катарсис, он сразу все понял и садится носочки вязать. Если вы о важности рукоделия скажете людям, которые с детства эти занимаются, то в качестве протеста и отторжения они могут начать заниматься чем-то другим. В целом, да. Я слышала мнение, что женщины сейчас, потеряли часть своей женской привлекательности, потому что перестали заниматься... вышивкой. Но разве можно спокойно вдевать нитку в иголку, когда по телевизору показывают “красивую жизнь”: банки, машины, красивые подруги богатых людей....
В:...ну телевизор, и что?
С:...телевизор можно выключить.
В: Лучше книжки читать, кстати тоже занятие требующее сосредоточения, мастерства, чтобы разобраться, не всякую книгу следует читать. Насчет рукоделия: Антоний Великий, один из древних отцов христианства, постоянно молился и в рассеянность ум у него приходил, и он давай спрашивать, молить Бога: что же делать и рядом с ним как бы его двойник проявился: то помолится, то рядом сядет и что-то делает. Они там то веревки плели, то корзины. То есть два дела для человека: молитва и какое-то рукоделие, сплошь одной какой-то духовной деятельностью невозможно заниматься
С: А как вы, Валера, относитесь к тунеядцам?
В: Надо установить понятие, что такое тунеядство. Втуне - это старое русское слово “даром”, это тот кто даром есть, дармоед, то есть.
С: А бездельники? Знаете, бывают такие счастливые бездельники, которые могут позволить себе ничего не делать, гулять по лесам, полям...
В:Это уже не бездельники, для этого тоже очень много сил надо, особенно если не причинять вреда. Часть населения должна ходить, получать впечатления от встреч с природой и делиться этими впечатлениями, ведь кто-то там стоит у станка упертый и не видит ни гор этих, ни рек ни этой радости. Эти люди делятся этой радостью, если это все правильно делать, по-честному.
С: Отсюда вытекает другой вопрос - как это делать правильно?
В: Мы все участники одной единой жизни.. У кого-то есть дар воспринимать природу и делиться этим; кто-то в форме стихотворения, поэзии, кто-то в форме песни, а кто-то просто своим улыбающимся счастливым лицом среди города. Встретишь человека, который только вернулся с гор, от природы и радует он...
С: Перед интервью довелось пообщаться с одним военным, который уверял меня, что в наше время добытчики и защитники нужнее поэтов, а от поэтов какая польза? Чтобы вы сказали такому человеку?
В: Военный отстаивал свою жизненную позицию, так же и поэты могут сказать..
С: “...на фига нам война?” (цитата из песни О. Арефьевой)
В: Все надо в жизни, везде гармония порядок... Есть же в древней мифологии воздействие планет: кто-то покровительствует торговле, кто-то покровительствует искусству, полная гармония она должна и из военных состоять, военные трудяги тоже необходимы.
С: Спасибо за интересный содержательный разговор.

...

Светлана МАКУХА

Статья приводиться в сокращении, полная статья - http://www.listock.ru/25889

 

Вы можете купить гусли и другие инструменты, изготовленные Валерием, в нашем магазине: Музыкальные инструменты

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Free Joomla! templates by AgeThemes